Среда, 28 февраля, 2024

Развитие железной дороги на Прикарпатье: первый поезд в Станиславове и путь через Карпаты

«Австрийский» период в Галиции – время разнообразных изменений в культурной и политической жизни региона. Большие трансформации претерпели города в архитектурной и инфраструктурной сфере. Настоящим революционным шагом стало строительство железной дороги. Огромное количество проложенных путей «австрийского» периода было пригодным для использования на протяжении полутора веков. А некоторые переправы функционируют и в наше время. Как развивалась железная дорога на Прикарпатье и когда Станиславов посетил первый поезд — пишем дальше на frankivsk-future.com.ua.

Первый железнодорожный путь к Станиславову

Железная дорога через Станислав была частью большого пути от Львова до Черновцов. Пролегала она также через Ходоров и Коломыию. Строительство было завершено в 1866 году. Именно в этом году осенью и двинулся первый рейс между крупными городами Галиции. Продолжался он почти 12 часов. Поезд остановился в Станиславе на 47 минут. Случилось это 1 сентября. Ехали нескольких сотен галичан.

C:\Users\korzhuk\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\252975147_1079405882800403_4852282974931838700_n.jpg
Фото: galka.if.ua

В том же году заработал в Станиславове и вокзал. Это было изысканное здание с арками, лепнинами и большими окнами. Открыли поблизости и завод по ремонту поездов. Само здание вокзала, мастерской, станцию ​​и котельную освещали от электрической станции. Железная дорога в Черновцы стала второй в регионе после линии «Перемышль – Львов». В этот период железнодорожный транспорт был редкостью в центрально-восточной Европе.

Интересно, что с момента путешествия по этой железной дороге, следующую на территории украинских земель запустили аж через три года – в Харькове. А еще через год – в Киеве. На тот момент путь из Галиции продолжили до города Яссы в Румынии. Постепенно на карте основных железнодорожных узлов Прикарпатья появились города Галич, Долина, Надворная, Ворохта и Снятын, передает «ПИК».

Железная дорога Эрцгерцога Альбрехта

Менее чем через десять лет от открытия первого пути по Станиславову, город соединили со Стрием. Зимой 1875 между центром Прикарпатья и Львовщиной начала работать еще одна железная дорога протяженностью более 107 километров. Пролегала она через Николаев и Сколе и соединяла города со Львовом. Учитывая этот отрезок, общая протяженность составляла более 180 километров.

Начали проект железной дороги еще в 1871 году. Сооружали железнодорожный путь австрийские и польские промышленники и политические деятели, а также Галицкий банк краевой. Первый отрезок железнодорожного пути был построен из Львова в Стрый в 1873 году. Его сдали в эксплуатацию в ноябре, протяженность пути составляла 73 с половиной километра.

C:\Users\korzhuk\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\24649618.s6xb4vszo9.W665.jpeg
Фото: pik.net.ua

Следующий же отрезок, соединивший Стрый со Станиславовым открыли в январе 1875 года. Кроме основного пути, который составлял более 107 километров, был построен и отрезок «Долина – Выгода» (8,6 километров). В Станиславе железнодорожный путь соединялся уже с дорогой к Черновцам. В последующие годы до железной дороги достраивали резные отрезки, например, в Гусятин, Бучач или Чертков.

На пути железной дороги в 1873 году Эрцгерцога Альбрехта ездило 16 паровозов, 34 пассажирских вагона и более 400 товарных. А когда присоединили путь из Стрыя в Станиславов, добавили еще 13 пассажирских и сотню товарных вагонов. С таким составом железная дорога функционировала до 1881 года.

В течение первого года по этому пути по железной дороге проехали более 120 тысяч пассажиров. А за следующий год – еще 230 тысяч. Люди могли выбирать места 1, 2, 3 и 4 классов. Абсолютное большинство людей пользовалось самыми дешевыми категориями поездок. А вагоны самого престижного ранга – использовали всего 0,4% пассажиров. Значительной частью «льготников» были военнослужащие – до 8%.

В первый год функционирования железная дорога Эрцгерцога Альбрехта осуществила транспортировку почти 53 тысяч тонн разного рода товаров и пассажирского багажа. А уже в последующие годы эта цифра росла в два-три раза. Во второй половине 1880-х годов путь стал составной частью Галицкой Трансверсальной железной дороги. А в 1891 г. стала государственной собственностью Австрии. Для пассажирских и товарных перевозок железная дорога служит и до наших дней. Однако одна из ее составляющих – путь в Бучач – разрушена в 1944 году.

C:\Users\korzhuk\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\24648472.ihyq0zu5ck.W665.jpg
Фото: pik.net.ua

Железнодорожный путь Прикарпатья

Следующим важным проектом галицкой железной дороги стал путь из Станиславова в Карпатские горы. Железнодорожную ветку в село Вороненко открыли в ноябре 1894 года. На торжественное представление пути приехал барон Виттек, глава государственных дорог господин Билинский, генерал Крак и другие высокопоставленные чиновники.

Первый поезд, отправившийся в Карпаты из Станиславова, останавливался в городе Надворная и поселке Делятин, а затем в городке Яремче и прибывал в село Вороненко. В Яремче во время небольшой остановки поезд торжественно встретили местные жители. С короткой речью на украинском языке к ним обратился господин Билинский, главу государственных дорог встретили с хлебом-солью.

С того момента железная дорога от Станиславова до села Вороненко активно функционировала. А в село Микуличин два поезда курсировали ежедневно. Местные жители могли отправиться к Станиславову с самого утра и в обед. Каждое воскресенье вечером из Микуличина в Вороненко от правлялось еще одно влечение. Длительность маршрута от Станиславова до крайнего пункта пути составляла 3 часа 46 минут, а обратно – на пол часа короче.

C:\Users\korzhuk\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\24647262.2rz35es3p6.W665.jpg
Фото: pik.net.ua

Дорога в Карпаты: тоннели, мосты, виадуки

Строительство ветки железной дороги в Карпатах стало одним из самых масштабных проектов в истории Галиции. Начали строительство в 1893 году. В регионе было создано несколько строительных компаний, отвечавших за определенные части пути. На проектирование и строительство пригласили специалистов из Италии. А помогали им местные рабочие. На одном только тоннеле Вороненко работали полторы сотни человек.

Учитывая большой поток работников, масштабные ежедневные работы, в регионе появилось больше магазинов ночлегов и столовых. Села Татаров, Ворохта и Микуличин мгновенно превратились в оживленные городки с соответствующей инфраструктурой, почтовыми отделениями, телеграфом, складами и магазинами.

Для железной дороги выравнивали путь, активно строили мосты и тоннели. Учитывая опыт возведения горных сооружений, возглавили проектирование итальянские инженеры. Доставляли камни, готовили насыпи, устанавливали шпалы и помогали строить туннели и мосты местное население.

C:\Users\korzhuk\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\24648919.bznxebmty1.W665.jpg
Фото: pik.net.ua

В этом карпатском регионе построили девять больших каменных мостов. Одной из самых больших стала переправа в Яремче. Мост имел 190 метров длины, 23 высоты, а размах арки составлял 65 метров. Несколько меньше были переправы в Татарове и Ямне. Этими масштабными проектами руководил львовский инженер Брайтер.

Сооружением тоннелей в большинстве своем занимались непосредственно итальянцы. Они возводили их вручную несколько лет. Одни его отрезки строили из бетона, другие с помощью тюбингов. Камни свозили с горы Кливки. Для этого даже соорудили неподалеку узкоколейку. После завершения проекта ее разобрали.

Многие мосты на этом пути были разрушены в результате боевых действий в Первой мировой войне. Испытал разрушения и мост в Делятине – его построили в 1890-х, длиной он более 270 метров и высотой 32. Однако в 1920-е годы переправы и тоннели начали восстанавливать. Фундаменты этого железнодорожного пути, его тоннели и мосты являются основой для современной железнодорожной ветви в Карпатах.

Latest Posts

.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.