Четверг, 20 июня, 2024

Авиация Станиславова: появление, первые полеты и участие в войнах

Первый самолет на небе Станиславова поднялся летом 1912 года. Это был обычный демонстративный полет летчика Михала Скипио дель Кампо. Он был молодым польским пилотом, но сумел поразить местных жителей. Летчик провел три больших круга над местным парком Станилсавова и пролетел над селом Загвоздья. Руководил Михал самолетом типа «Моран», производимым французскими инженерами. Этот полет длился буквально считанные минуты, однако для жителей Станиславова это было подлинным взрывом эмоций. Вскоре в городе появятся первые боевые самолеты. Как развивалась авиация Станиславова – рассказываем дальше на frankivsk-future.com.ua.

Первые полеты над городом

Самолет, на котором Михал Скипио дель Кампо совершил полет в небе Станиславова, исключительно военным назвать нельзя. На тот момент в Европе не определяли какой-либо четкой градации видов воздушных судов. Ведь гражданские аэропланы можно оснастить соответствующим вооружением – пулеметом и местом для гранат.

Через некоторое время над Станиславом начали кружить настоящие боевые самолеты – город попал в водоворот Первой Мировой войны. Летали суда германской и российской авиаций. Этот страшный период запомнился жителям региона непрерывными ревами боевых самолетов. Однако как первый полет над Станиславом в историю города вошел именно мирный 12-минутный полет Морана.

C:\Users\skrypka\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\97595d6cedb7d936a7f5c041b142ec82.jpeg
Фото: firtka.if.ua

Появление в Станиславе аэродрома

В двадцатых годах 20 века Станислав стал одним из центров польского общественного объединения «LOPP». Именно так называли «Лигу противовоздушной обороны». В правительственных кругах продолжались дискуссии по сооружению в городе аэродрома. От таковой инициативы в 1926 году до полного построения инфраструктуры прошло десять лет.

Город решал, где именно расположить аэропорт. Среди вариантов было место в сегодняшнем микрорайоне Позитрон, а также территория бывшей тюрьмы «Диброва». Выбор пал именно на второй вариант. Через два года чиновники и чиновники начали собирать деньги для постройки аэродрома, передает «Репортер».

Строительство началось в 1934 году. Работы по сооружению аэродрома стоили 400 тысяч злотых. Строили аэродром более двух лет. Его открытие прошло осенью 1936 года. Соорудили здесь взлетно-посадочную полосу на грунтовой основе. Общая площадь аэродрома составляла более 3 десятков гектаров.

На аэродроме оборудовали непосредственно здание аэропорта, большой ангар и состав горючего. А также помещения для проживания пилотов и гараж. Обустроить на территории аэропорта планировали и школу для летчиков.

C:\Users\skrypka\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1499a6d32b3ea0e770f1d95d8263d398.jpeg
Фото: firtka.if.ua

Собственные самолеты города и школа пилотов

Историческим днем ​​для авиации города стало 25 апреля 1937 года. Именно тогда Станислав официально получил свои первые самолеты. Их в Прикарпатье передали из Силезского воеводства. Первыми воздушными судами Станиславова стали спортивные самолеты «10 RWD-8», а также «1 RWD-13». Эти машины очень хорошо служили для обучения молодых пилотов.

Именно благодаря этому в городе решили открыть учебное заведение для лётчиков. Она начала функционировать как школа пилотов «LOPP» имени генерала Тадеуша Каспшицкого. В определенных кругах авиаторов ее считали второй по всей Польше. Возглавил это учебное заведение господин Долецкий.

Этот майор командовал четырьмя инструкторами и еще десятком сотрудников школы пилотов. Еще в первую когорту курса авиационной подготовки школа набрала 20 желающих лётчиков. В целом, по документальным данным, в течение существования учебного заведения его выпускниками стали более двухсот пилотов.

C:\Users\skrypka\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\nef_04.jpg
Фото: report.if.ua

Начало Второй мировой войны

В преддверии Второй мировой войны парк авиации Станиславова пополнился новыми истребительными судами серии PZL. Большой удар городской аэродром понес в первый период войны. Бомбардировщики Третьего Рейха нанесли массированный удар по аэродрому. Противники уничтожили большое количество боевых самолетов, однако машины в ангарах аэродрома уцелели.

В сентябре в военные действия вступил Советский Союз. Самолеты советов СБ-2 сразу приступили к боевым задачам. Они разрушили железнодорожную станцию ​​«Тарновица-Лешно», недалеко от Станиславова. А когда возвращались на пункт дислокации, их атаковал польский авиатор на Р-11. Он поднялся в небо со Скниловского аэродрома. Пилот сумел подбить все три советских судна. Они упали неподалеку от Отинии на Прикарпатье.

C:\Users\skrypka\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1336x802_0xac120003_2021585851607080348.jpg
Фото: report.if.ua

Сокрушительные атаки немецкой авиации

По состоянию на 1941 год на аэродроме Станиславова находилось большое количество истребителей «Чайка». Эти суда очень хорошо себя проявили в разных боевых столкновениях, хотя уже к тому моменту их считали несколько устаревшими. Частью «12 ИАП», которая дислоцировалась в городе, руководил майор Павел Коробков.

Полк, которым он командовал, входил в 64 авиадивизию. Он состоял из полусотни пилотов и 66 истребителей. На тот момент станиславский аэродром нуждался в реконструкции, поэтому боевые машины находились на аэродроме села Бовшев. Вместо этого командование, казармы авиаторов и их семьи размещались непосредственно в городе. 

По аэродрому Станиславова на первых порах войны немцы нанесли сокрушительные удары. Ударная сила уничтожила сразу 36 судов местного полка. Лишь четыре из них советам удалось восстановить. Советские пилоты вступили в активные бои. За июнь летчикам удалось сбить почти 20 судов противника. Участие в боях принимал и командир воинской части Коробков.

Через месяц боевых действий и аэропортах Станиславова остались 37 боевых самолетов. Потери советской авиации были значительными. Остатки всего полка, дислоцированного на Прикарпатье, переправили на восток. Красная армия отступила из Станиславова в начале июля. Впоследствии пилоты из станиславской школы авиации отличились в боевых действиях Крымского полуострова.

C:\Users\skrypka\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\neformat-3.jpg
Фото: report.if.ua

Юнкерсы, Масершмиты и 208 полк «Станиславский»

Немецкие оккупационные власти нуждались в реконструкции аэропорта Станиславова. Началось восстановление и модернизация аэродрома. Военная строительная организация проводила здесь масштабные работы на взлетно-посадочных полосах, ангарах. Тогда на аэродроме появились резервуары для горючего, которые пригодны для использования до наших дней.

Располагались в Станиславе «Юнкерсы» и «Масершмиты». Бои с советскими летчиками против авиаторов этих судов продолжались в окрестностях города. Такие воспоминания надолго остались у жителей города. В мае 1944 года в небе над городом сбили шесть Ме-109. А на стоянках местных аэропортов были сожжены еще семь истребителей и более десятка бомбардировщиков.

Немцы пытались создать в Станиславе качественную противовоздушную оборону. В городе был создан целый батальон ПВО, который возглавил капитан Борк. Состоял батальон из зенитных пушек. Однако помочь удержать город немцам он не смог. Во время ухода из Станиславова немцы взорвали взлетно-посадочную полосу и другие объекты критической инфраструктуры.

Летом 1944 г. подразделения советской армии вошли в Станиславов. В воздухе над городом боевым частям помогали пилоты 166 гвардейского штурмового полка и 208 штурмового авиационного полка. Именно этому подразделению подполковника Маровцева впоследствии освоят почетное звание «Станиславский» и наградят на героизм в воздушных сражениях.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.