Понедельник, 27 июня, 2022

История железнодорожного вокзала Ивано-Франковска

Железнодорожный вокзал Станиславова был частью Львовско-Черновицко-Ясской железной дороги, которая существовала во времена Австро-Венгерской империи. Общая длина этой железной дороги составляла примерно 580 километров. Она соединяла железнодорожные пути главных городов Галиции, Буковины, частично Румынию и Российскую империю, пишет frankivsk-future.com.ua.

Когда в Станиславе построили железнодорожный вокзал?

В Ивано-Франковске (ранее Станиславов) строительство железнодорожного вокзала завершилось в 1866 году. Год строительства указан на металлических столбах, которые можно увидеть на перроне станции. Здание главного вокзала частично было выполнено в мавританском стиле (полукруглые узкие окна и ребристые колонны). В том же году проложили первый путь, который вел из Львова через Станиславов до румынского города Яссы. А 1 сентября выехал первый поезд из Львова, который направлялся в Черновцы. В поезде было несколько сотен пассажиров. Поездка оказалась достаточно длинной, ведь рейс длился примерно 12 часов. Тогда поезд сделал большую остановку именно в Станиславове. Она продолжалась 47 минут.

Город стал железнодорожным узлом

Впоследствии строительство колеи начало развиваться в разных направлениях. Так, через три года со Станиславова отправился первый поезд через Харьков. Сначала, в 1869 году железнодорожным узлом была современная столица Украины — Киев (ранее губернский город). Но в 90-х годах XIX века город Станиславов тоже стал настоящим железнодорожным узлом. В начале 1875 года один из поездов отправился в Стрый со Станиславской железной дороги. В 1884 году было начато движение на Гусятин, а через семь лет — на Вороненко. Поэтому пути расходились в пяти различных направлениях.

Вошло в историю электрификации

Интересно, что именно здание железнодорожного вокзала стало первой освещенной электрическими лампами сооружением в Станиславове. Поэтому оно вошло в историю электрификации города. К тому времени электрическое освещение проводила известная немецкая фирма «Siemens & Halske» («Сименс и Гальске»), которая занималась изготовлением электротехнического оборудования. Так, первые электрические лампочки загорелись в городском вокзале 13 января 1897.

Большая перестройка

На початку ХХ століття міська дирекція залізниці звернулась до міністерства з проханням розширити межі вокзалу у Станіславові. Після того було вирішено розпочати перебудову залізничного вокзалу. Роботи тривали з 1903-го по 1906-й роки. Увесь процес перебудови був здійснений під керівництвом інженера з Відня, пана Є. Балдішу. Перебудова вокзалу передбачала збільшення розмірів вестибюлю. Висота нового вестибюлю тепер становила 20 метрів, а загальна довжина фасаду – 200 метрів. Також поруч із будівлею вокзалу збудували будинок залізничної пошти (1905 рік).

Цегляна будівля побудована у стилі неоренесанс. Основний акцент зроблений на великому куполі споруди, який можна побачити з різних куточків міста. Раніше над куполом стояла статуя однієї богині з крилами, але з часом вона була втрачена. Цю скульптуру так і не відновили. 

Ще одна реконструкція 

Наприкінці минулого століття (1999 рік) знову відбулася реконструкція головної будівлі Івано-Франківського залізничного вокзалу. Також були відремонтовані і оновлені посадкові платформи і привокзальна територія. Ця велика реконструкція надала вокзалу більш сучасного і охайного вигляду. 

В наш час на вокзалі також проводили певні ремонтні роботи, фасад будівлі відновили та додатково прикрасили. За станом вокзалу в Івано-Франківську уважно слідкують, адже це по суті один із перших об’єктів, який потрапляє на очі туристам і гостям міста. 

Latest Posts