Воскресенье, 28 апреля, 2024

Трамвай-призрак, омнибусы и первые автобусы в Станиславове 

Новая страница истории Станиславова началась в 1938 году, когда открылось городское автобусное сообщение. 23 декабря, перед железнодорожным вокзалом, была открыта первая автобусная линия с участием станиславовского воеводы Стефана Паславского, президента города Францишка Котлярчука, священника Казимежа Бильчевского и толпы любопытных горожан, пишет frankivsk-future.com.ua.

Княгинин и потребности в транспорте

С начала основания 1662 года, Станиславов не нуждался в специальном городском транспорте. Чтобы добраться из одного пункта в другой, хватало и пяти минут. О том, что город был небольшим, говорило и количество населения, которое в 1880 году составляло 18 626 жителей. Горожанам вполне было достаточно бричек, которые курсировали по городу.

В начале 20 века Станиславов начал быстро увеличиваться и развиваться. Территория вокруг города была застроена домами богатых горожан, которые пытались убежать дальше от города. Так был создан Княгинин.

Его площадь стремительно разрасталась, а количество жителей, через некоторое время, была такой же, как в Станиславове. Так встал вопрос об общей системе коммуникации. Впрочем, решить его так и не удавалось. Все инициативы блокировались невозможностью дойти до общего решения дела. Таким образом, до 20-х годов 20 века единственным способом быстрой перевозки оставалась бричка.

Призрачный трамвай

Проект бензомоторного трамвая был задуман еще в 1894 году. Рассматривали несколько его вариантов, но в 1896 остановились на электрическом.

В конце марта 1908 была разработана первая схема движения. В городе начали проводиться подготовительные работы по строительству трамвайной линии. Она должна была проходить от железнодорожного вокзала через Вовчинецкую, Грушевского и Независимости. Далее через Вечевую площадь шло разветвление: одна трамвайная линия проходила через Галицкую в парк Воинов-интернационалистов, а другая — через ул. Мазепы, Сечевых Стрельцов, Черновола и парк Шевченка. 

Работа планировалась серьезная: мостить улицы, класть рельсы, закупить подвижной состав, построить электростанцию и трамвайное депо. Привлекли даже немецкую фирму «Сименс и Гальске». Впрочем, планы так и не удалось реализовать.

Официально считается, что строительству трамвайной линии помешала Первая мировая. По другой версии, из городского бюджета надо было выделить, минимально, миллион крон. Магистрат провел совещание и сошелся во мнении, что трамвайное движение в городе не является целесообразным. Вариантом решения рассматривали электрические омнибусы. Впрочем, здесь тоже было много вопросов.

Корреспондент краковской газеты проводил собственное исследование, почему же трамваю так и не суждено было курсировать по Станиславову. По его версии, в мире пытались всячески совершенствовать транспортные технологии, в то время, как в Станиславове все усилия, почему-то, были напрасными. 

Он утверждал, что в городе пробовали пустить газовый трамвай, потом конный. Уже была надежда, что он таки будет курсировать. Впрочем, идея осталась идеей. По версии журналиста, вся причина скрывалась в том, что Станиславов не может избавить себя от доходов от «рогатки». «Рогатка» — сооружение на границе города, где бралась оплата за въезд. На таком основании, запуск трамвая не оплатился бы, а количество экипажей, которые курсируют к вокзалу, стало бы меньше. 

В то же время в Коломые успешно курсировал паровой трамвай (городская железная дорога) еще с 1886. Это стало возможно при содействии владельца нефтяных разработок С. Щепановского. Курировал строительство инженер Р. Матковский.

Хоть паровой трамвай перевозил, в основном, нефть, он оставался в роли городского и пригородного транспорта. Колеи были проложены по городским улицам Коломыи. Паровой трамвай курсировал 80 лет и прекратил свое существование в 1967.

Омнибусы

«Курьер станиславовский» писал, что в 1907 году в городе запустили новый вид общественного транспорта — автомобили-омнибусы, или пассажирские автобусы. Разрешение на их запуск получил предприниматель Адам Трецякевич. Он намеревался перевозить пассажиров омнибусами, которые были оборудованы паровыми или бензиновыми двигателями.

Магистрат пытался обжаловать проект. Впрочем, тщетно. Львов протест отклонил, а господин Трецякевич получил разрешение перевозить горожан омнибусами. 

Ранее уже были попытки пустить автотранспорт для почтовой связи. Но для того, чтобы отправлять почту на большие расстояния, использовали железную дорогу.

Омнибус — это такой общественный транспорт, который был популярен еще во второй половине 19 века. Он имел вид многоместной повозки, запряженной лошадьми. Омнибус мог вместить до 20 пассажиров. Иногда, пассажирские места располагали даже на крыше. Впрочем, его постепенно вытесняли конные брички и автобусы. 

Первые такси

В 1925 осуществилась мечта многих о Большом Станиславе. Княгинин включили в состав города. Так решать транспортный вопрос, с юридической точки зрения, стало легче. Помешала Первая мировая. Из-за больших разрушений, отдали приоритет восстановлению города. Экономический кризис 20-30-х годов сильно замедлял все процессы в Станиславове.

После 30-х годов, финансовая ситуация в городе пошла на улучшение. Тогда можно было увидеть и первые такси на улицах Станиславова. Впрочем, не все могли себе позволить такой вид перевозки. Но такси первыми заменили конные брички. Стоянки последних были на площади Халлера (перед главной почтой), ул. Казимежовской (ул. Гетмана Мазепы), ул. Майселеса (Леси Украинки) и перед железнодорожным вокзалом.

Такси можно было заказать на ул. Сапижинской (Независимости), возле Пассажа Гартенбергов, перед железнодорожным вокзалом. Услуги по перевозкам предоставляли Г. Лиебесман, Б. Малецкий, Я. Чая. Бричками же владели Д. Шустер, А. Баух, Ю. Лихтенберг.

Впрочем, количество населения неустанно росло. В 1939 в Станиславове проживало уже 71218 тыс. человек. Нужно было срочно организовывать городской транспорт.

Автобусы в Станиславове

Фирма господина Колодзейчука завершила все формальности с документами и 23 декабря 1938 года, перед железнодорожным вокзалом, открыли первую автобусную линию. Все почетные гости открытия совершили первую поездку на автобусе от железнодорожного вокзала до правительственного квартала на Домброве (ул. Сорохтея) и обратно.

По Станиславову курсировало два автобуса, которые расходились в районе главной почты. На маршруте были такие остановки: Костел отцов иезуитов, ул. Третьего Мая, Главная почта, ул. Голуховского, Городской парк им. Г. Сенкевича, улица Под Божьей Опекой. Автобусы курсировали с 7 часов утра до 21:00. За 1-2 остановки надо было заплатить 0,10 злотых, а за весь маршрут — 0,30.

Хотя стоимость проезда не была такой низкой, горожан очень радовала возможность быстро добраться до места назначения. Кроме того, школьники из пригорода по льготным билетам тоже начали чаще пользоваться городским транспортом.

На 1939 год планировался ряд экспериментов. Владелец предприятия, которое занималось перевозками, намеревался исследовать потребности жителей и создать оптимальные маршруты, усовершенствовать уже действующую автобусную линию. В Станиславов собирались закупить еще автобусов, в частности, для нового маршрута от Галицкого моста, через Галицкую, площадь Рынок, Сапижинского, до моста на Майзлях. Линию планировали запустить уже в марте. 

После начала войны, неизвестно как сложилась судьба владельца и работников. Что касается автобусов, возможно, их забрали немцы или русские. Возможно, ими эвакуировали государственных работников. Был и такой вариант, что после национализации, Советская власть забрала автобусы и вывезла где-то в глубину СССР. Впрочем, вклад господина Колодзейчука в развитие городского транспорта, никто не забыл. Ведь это позволило Станиславову стать в ряд с прогрессивными городами 20 века.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.