Пятница, 26 апреля, 2024

Какие тайны хранит обсерватория на горе Поп Иван

Множество тайн скрывает в себе история строительства обсерватории на горе Поп Иван. Идея ее строительства принадлежит инженеру и генералу Речи Посполитой — Леону Бербецкий. «Frankivsk.future» со ссылкой на «Коломыя сегодня» подарят вам незабываемый экскурс в исторические вехи этого здания.

Вокруг выбора локации обсерватории возникло ряд споров. В частности, активно обсуждали вопрос, где именно строить — на Черной Горе (второе название — Поп Иван) или на Говерле.

Интересно, что впервые Черная Гора упоминается еще в середине Х века арабским географом, историком и путешественником Аль Масуди в громоздкой научной работе, описывающей территории, которые населялись славянами и хазарами. Аль Масуди отметил, что на горе находилась святыня древнего Чернобога. Священной ее считали и гуцулы и до середины XIX века считали высочайшей вершиной Украинских Карпат.

Одним из старейших документов, где упоминается Черная Гора, можно назвать карту, которую составил французский военный архитектор и капитан польского короля — Боплан.

Леон Бербецкий указал место, где должна была находиться обсерватория и объявил закрытый конкурс на проектирование здания и определил ряд строгих требований. Высокую оценку жюри получил проект архитекторов Казимежа Марчевский и Яна Погоского. Он удачно сочетал в себе рациональность, гармонию строения и природы, а главное — учет суровых климатических условий Карпат. Позже заброшенная обсерватория называлась «Белый слон», потому что полностью обмерзала в зимний сезон и напоминала сказочный замок, который окутал толстый слой льда.

На вершине горы было собрано 1500 кубометров камня, а интенсивное строительство началось в 1936 году. Здесь работали сотни гуцулов из окрестных сел и польские военные.

Историк Ярослав Зеленчук пишет, что больше двух раз за летний день никто не доставлял строительные материалы, ибо одна доставка груза стоила 12 злотых, и это при том, что 1 день работы косаря оценивался в 2 злотых, а лесники получали до 5 злотых. Один мешок цемента стоил 6 злотых, а его доставка — 12 злотых. В целом строительство обсерватории обошлось в 800 тонн строительных материалов.

Всего за 2 года выросло здание, которое имело форму буквы L. Она состояло из 5 этажей, 43 помещений и 57 окон. Крыша была покрыта железом, что переливалась на солнце и поражала красотой гуцулов. На южной стороне раскинулась ротонда с астрографом, который приобрели в британской фирмы, а процессы его работы были максимально автоматизированы. К зданию можно было пройти только с пропуском,  который предоставлял директор польского института метеорологии.

Руководителем обсерватории стал Владислав Мидович, который кроме того руководил туристическим приютом в Бескидах. Он был влюблен в свое дело и проживал там со своей женой и пятилетним сыном.

Метеорологическими наблюдениями занимались Бернард Либерра, Францишек Вятр и Стефан Щирбак. Последний осуществил оценку 70 звезд и проиллюстрировал вращения Марса. Он потратил двадцать часов на поиски новых комет с помощью 80-миллиметрового телескопа.

С целью охраны было создано пограничный пункт на польско-чехословацкой границе.

Обсерватория просуществовала 1 год, а затем началась Вторая мировая война. Некоторая часть документации и оборудования была потеряна.

У Владислава Мидовича находился специальный конверт, где была инструкция, что делать в случае войны. Первым пунктом было уничтожение канцелярии и оборудование, чтобы враг не мог использовать его в своих намерениях. Еще там отмечалось то, что нужно было выплатить трехмесячную зарплату работникам.

Канцелярию он уничтожил, а астрограф поместил в ящик, который был устлан сеном. Завхозу обсерватории он дал пистолет и приказал стрелять в каждого, кто совершит попытку ограбить обсерваторию. Ключи от главных дверей Мидович забрал с собой.

Впоследствии на территорию обсерватории ворвались венгерские войска, которые сделали ее пограничной крепостью и называли «Гуцульской пирамидой».

Мидович эмигрировал в Венгрию. Жил в Австралии, Индонезии. Всегда носил с собой ключи от обсерватории, а перед смертью передал их профессору Крайнеру с обещанием, что он вручит их Варшавскому университету.

Советская власть не учитывала советы академика Александра Орлова и приняла решение не использовать обсерваторию. Из нее забрали все, что оставили поляки. С крыши исчезла медная бляха и превратилась в колокольчики на местных коровах.

В 1963 году Франковская организация обследовала ее еще раз. На тот момент многое сохранилось и на заказ советских руководителей был разработан комплексный проект, который предусматривал не только ее восстановления, но и расширение и строительство аккумуляторной станции и овощехранилища. Планы поражали грандиозностью, но окончательное решение так и не приняли.

В 1995 году начали подготовку документации, которая имела целью развитие. Но и она не использовалась строителями.

Современная концепция ее восстановления возникла в результате пересечения идей Студии восточноевропейских Исследований Варшавского Университета и Прикарпатского национального университета имени Василия Стефаника.

В 2011 году проект строительства Астрономической Обсерватории Варшавского Университета получил грант от Министерства культуры и национального наследия. Эти средства были направлены на оценку технического состояния и создание проекта и графика строительных работ.

В 2012 году начинается проведение строительных работ, которые финансирует Польша. Именно 4 сентября 2012 на вершину поднялся первый груз со строительными материалами и бригада рабочих. Обсерваторию разрушали дожди, снега и люди, но пришло время ее восстановления.

Постепенно очищали мусор, которого собралось в рост человека. В нижнем слое находили куски льда. И даже летом!

Крышу зашили медным листом, что стало символическим знаком возрождения.

7 июля 2013 заключили соглашение о создании спасательного поста на базе нескольких комнат обсерватории и установили козырек над башней, где раньше находился телескоп.

В ходе реставрации смонтировали систему водослива и установили ограждение с воротами. Расчищены помещения сохраняют в себе аутентичную плитки и элементы древнего оборудования комнат, которые устояли под давлением вандалов и стихии.

Польские архитекторы передали украинским информацию о том, как здесь когда-то все функционировали и они придерживаются аутентичности. Из Польши поступают конструкции, которые не производятся в Украине: окна из профилированного металла, мощные котлы и генераторы.

Обсерватория имеет широкий спектр использования — астрономическое, метеорологические наблюдения. Абсолютно новым направлением является работа спасателей. Ученые и студенты смогут проводить исследования в области геологии, географии, астрономии, климатологии, туризма, природопользования и тому подобное.

Главное фото иллюстративное.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.