Четверг, 22 октября, 2020

Новое освещение для лебединого озера и "цветущая лавочка". Какие еще изменения ждут городской парк Шевченка?

Парк имени Тараса Шевченко является одной из главных достопримечательностей Ивано-Франковска как для местных жителей, так и для туристов. Он меняется и модернизируется на глазах....

Ивано-Франковск получил четыре новых коммунальных автобусов

Вчера во Франковск приехали четыре новых автобуса МАЗ, которые в дальнейшем будут ехать по коммунальных маршрутах. Правда, эти автобусы немного отличаются от...

Реставрация завершена: во Франковске отремонтировали «Мистический дом с химерами» за счет городского бюджета

За восстановление интересного «мистического дома с химерами» в Ивано-Франковске взялись еще в 2017 году. Но тогда к проекту отнесли только отделки фасада....

Перестройка вместо ремонта: франковцы обеспокоены «реставрацией» памятки архитектуры

В июле месяце текущего года во Франковске на улице Тарнавского, 21 начали разбирать памятник архитектуры местного значения. На это сразу отреагировали неравнодушные...

Сколько средств возьмет в кредит Ивано-Франковск, чтобы закупить дуобусы?

Вчера, восьмого октября, в Ивано-Франковске провели заседание исполнительного комитета. Во время заседания был рассмотрен вопрос о получении кредита от одного из европейских...

Один из крупнейших виадуков в Ворохте: чем еще может удивить прикарпатское село?

Виадук в Ворохте — это старинный железнодорожный мост сделан из камня. Сегодня этот виадук считается памятником архитектуры местного значения. Интересно, что в некоторых информационных источниках его называют самым длинным арочным железнодорожным мостом Европы XIX века из камня. Длина этого памятника составляет двести метров, а высота его основного пролета — тридцать метров, пишет «frankivsk-future» со ссылкой на «Украинскую Правду».

В Европе есть и другие значительные сооружения

Правда, в Европе есть и более сложные сооружения индустриальной архитектуры. Например, Гельчтальбрюкке — кирпичный виадук в Германии. Его длина достигает до 574 метров, а высота — 78 метров. Или Гленфиннан — арочный бетонный мост в Шотландии. Длина этого моста составляет 380 метров. Кстати, именно по этому арочном мосту проезжал Хогвартс -Экспресс в известных фильмах о Гарри Поттере.

Все же виадук, который находится в прикарпатском селе, или «Старый австрийский мост», как его еще называют, можно по праву отнести к одному из самых больших подобных индустриальных объектов своего времени.

Древний кирпич, который нашли под австрийским мостом

Все жители Ивано-Франковской области хорошо помнят беды, которые нанесла июньское наводнение, которое случилось в начале лета 2020-го года. В частности, значительный ущерб большая вода нанесла жителям Прикарпатских сел, а также из-за стихии было разрушено немало дорог. Кроме того, железнодорожные пути тоже попали под удар стихии. Так, например, была повреждена железнодорожная колея на участке Микуличин-Ворохта.

Однако для такого массивного виадука, который построили в Ворохте еще во времена правления Австро-Венгерской империи на Западных землях Украины в конце девятнадцатого века, наводнение не стала проблемой.

Житель Ворохты Андрей Ребрик рассказывает, что после непогоды он нашел под арочным мостом ценную историческую находку — кирпич с гравировкой. Мужчина сфотографировал находку и решил распространить фото в социальной сети Instagram. На находку пользователи соцсети сразу отреагировали. Кто-то даже написал: «Но это же еще с 1890-х. Здесь был в Коломые завод», как сообщил Андрей Ребрик.

«Это была реально такой целый кирпич, заполирован водой, в очень крутом состоянии сохранен. Я отдал его одной своей знакомой, которая работает в Киеве, занимается профессионально керамикой. Собирает разные такие вещи из глины», — рассказывает мужчина.

Женщина пообещала, что скоро сделает выставку, на которой представит этот кирпич с прошлых времен.

Андрей Ребрик родом из Ужгорода. И только недавно мужчина переехал в Ворохту. Здесь он проживает уже год. По профессии ужгородец является учителем украинского языка и литературы. Сегодня Андрей работает дистанционно. В Ворохте он занимается оцифровкой и индексацией документов скаутской организации Пласт.

Цивилизация в Гуцульском крае

Сначала, в 1861 году, во времена Австро-Венгерской империи во Львове и Перемышле была создана первая железная дорога. После этого блага цивилизации распространились на дикий Гуцульский край.

«Позже проложили по железный путь из Львова в Станиславов, а дальше — в горы», — сообщил историк Мирослав Нагорный.

Интересно, что крупнейший железнодорожный мост Ворохты стал лишь частью того большого инфраструктурного проекта, который успела воплотить Австро-Венгерская империя в конце девятнадцатого века, еще до своего распада.

Нужна древесина

Тогдашнее правления мало значительную потребность в древесине. Как известно, этого материала было много в селах Ворохта и Вороненко. Поэтому из Станиславова (ныне Ивано-Франковск) туда планировали проложить маршрут для поездов.

«Раньше здесь была дорога только для гужевого транспорта, для лошадей и волов. Причем не очень широкая», — сообщил историк.

Почему виадук в Ворохте настолько прочен?

С временем в Карпатах начались работы. Но они проходили нелегко, ведь работники тратили много сил и на это пришлось потратить немало средств.

Для строительства виадуков использовали песчаник, который добывали в каменоломни в селе Ямна, что в Яремчанском районе. Благодаря этому удалось немного сэкономить на материале. Как стало известно, сначала мосты планировали делать из металла.

Мирослав Нагорный рассказывает, что согласно одной легенде, местные жители давали много яиц, как оплату. А работники добавляли яйца в смеси, которой скрепляли все камни. Именно поэтому, как кое-кто объясняет, австрийский железнодорожный мост в Ворохте так долго стоит и не разрушается.

К строительным работам привлекали итальянцев, которые строили в Альпах

Историки сообщают, что в украинских Карпатах к строительным работам были привлечены итальянцы, у которых был значительный опыт в проведении таких работ в Альпах. А местные жители помогали специалистам, выполняя различные не менее важные работы.

В конце девятнадцатого века в Галицком краю произошло мощное наводнение и вспышка опасной болезни — холеры. Однако это не помешало строительству крупнейшего моста в Ворохте и вскоре проект завершили.

В 1894 году между Станиславовом и селом Вороненко открыли железную дорогу.

Популярный европейский курорт в Карпатах

С тех пор, как открыли первую железную дорогу у Ворохте, жизнь отдельных прикарпатских сел наполнилось новости красками. Сначала Гуцульский край казался неизведанным и мало кто о нем слышал. Но не прошло много времени, как село украинских Карпат стали настоящим европейский курортом.

В Татарове открыли почту и телеграф. А в Ворохте появились первые отели и пансионаты. Сюда люди приезжали для того, чтобы улучшить свое здоровье. Чистый воздух и горные источники очень положительно влияли на состояние их здоровья.

Горнолыжный курорт и международные соревнования в Ворохте

В период между Первой и Второй мировыми войнами, когда Ворохта была под властью Польши, в горной местности начали развивать горнолыжный курорт. Первый трамплин здесь построили в 1922 году. А самое интересное — зимой в гуцульском селе даже международные соревнования проводили.

«В советские времена трамплин реконструировали, усовершенствовали. А сейчас снова пытаются реанимировать», — рассказывает историк.

Развитие промышленности в прикарпатском селе

По словам Мирослава Нагорного, в конце 1930-х годов в селе проживали не только украинцы, но и люди разной национальной принадлежности. В частности, здесь проживало тысячу поляков, более пятисот евреев и десять немцев.

После того, как в Ворохте появилась железная дорога, здесь также начала развиваться промышленность. Так, например, во времена Советского Союза в селе заработал деревообрабатывающий цех, где работало примерно 5 тысяч человек. Люди съезжались сюда на работу не только и из соседних сел, но из соседних районов. В цехе производили различную мебель, ящики и хозяйственные предметы, как рассказывает Мирослав Нагорный.

Заменили новым мостом

Сегодня напротив «Старого австрийского моста» стоит другой железнодорожный мост. Его построила «Укрзалізниця» в 2000 году.

С тех пор крупнейший в Ворохте виадук уже никто по назначению не использует. Однако именно эта древняя постройка еще привлекает туристов из многих городов Украины.

Для местных этот памятник индустриальной архитектуры тоже является популярным местом. В течение многих лет выпускники Ворохтянской школы приходили на это место, чтобы встретить живописный рассвет. А молодые пары не хотят опустить прекрасную возможность и устраивают на этом месте романтические фотосессии. 

Некоторые из туристов, изучив расписание движения поездов, приходит сюда заранее, чтобы сделать фото поездов на фоне старинного виадука.

«Эта часть расценивалась как некая далекая, забытая Богом восточная часть Австро-Венгрии. Но в том и была сила империи, она строила что-нибудь в Вене и так же — здесь, в Ворохте или любом маленьком городке, поселке», — говорит филолог Андрей Ребрик.

Выдающиеся украинцы в Ворохте

Иван Франко и Михаил Коцюбинский были в Ворохте проездом. Оба писателя посетили село незадолго до своей смерти.

Кстати, Михаил Коцюбинский после того, как написал свою известную повесть «Тени забытых предков», сделал село Криворовня, которое находится недалеко от Ворохты, культовым местом. Хотя сам писатель этого, наверное, и не подозревал. А фильм по мотивам повести Михаила Коцюбинского снял Сергей Параджанов.

Экранизация повести Михаила Коцюбинского

«Во время съемок он из окрестных деревень попросил принести ему все наряды. Условно говоря, на одном главном герое, которого играл Палийчук, могла быть рубашка из Косова, брюки из Ворохты, запаска или пояс с Верховины. И когда на это смотрит какой-то этнограф или человек, который разбирается в народной одежде, у него кровь из глаз брызгает», — объяснил Андрей Ребрик.

«Єто же художественное кино, он создал определенный культ, определенную поэтичность. Так что здесь грех винить Параджанова», — продолжает Андрей.

Отдых для тех, кто любит тишину и покой

В наши дни Ворохта — это уже не столь популярный курорт, каким он был раньше, в прошлом веке. Теперь этот поселок находится в тени Буковеля, который сегодня считается крупнейшим горнолыжным курортом Украины. Но для тех, кто любит спокойный отдых, Ворохта и в дальнейшем остается комфортным местом.

Интересно, что, когда основали Буковель и открыли новый «мост Кирпы» (железнодорожно-автомобильный мостовой переход через Днепр в Киеве), австрийский виадук в Ворохте закрыли. Кажется, это как простое совпадение.

Начиная с 2000 -го года Ворохта стала транзитным узлом для туристов, которые планируют посетить Криворовню или Буковель. Поэтому красота и особенности этого гуцульского села не могут просто так пройти мимо внимания людей.

Кроме «Старого австрийского моста» в Ворохте есть и другие исторические сооружения, которые сегодня способны удивлять туристов. Так, например, в гуцульском селе стоит деревянная церковь Рождества Богородицы, построена еще в семнадцатом веке. Также здесь сохранились дома досоветского периода, еще с начала двадцатого века.

К тому же, филолог Андрей Ребрик говорит, что сегодня туристический поток по немногу возвращается к Ворохте. По словам мужчины, жить в этом селе гораздо дешевле, чем в Буковеле. А добраться до популярного горнолыжного курорта Украины отсюда можно без проблем. Если ехать от Ворохты своим автотранспортом, то на дорогу придется затратить всего 20-25 минут.

Как рассказывает ужгородец, который теперь проживает в Ворохте, в селе проводили марафоны и трейраннинг. В этот период поселок как будто оживает, говорит Андрей Ребрик. Правда, если бы здесь пришлось проводить спортивные соревнования, которые длились 2-3 дня, то Ворохте с этим было бы сложно справиться, как сообщает Андрей. Ведь в центре поселка почти нет общественных мест и даже туалетов. Здесь можно увидеть от силы только два ресторана. 

«Здесь бы велосипедный маршрут очень бомбовый можно было бы сделать. На Вороненко можно ехать. Татаров, источники разные. Можно ехать в Криворовню, можно ехать на Косов», — поделился Ребрик.

Виадук, который не нуждается в рекламе

Мужчина рассказал, как его знакомые посетили Шри-Ланку. Там они видели похожий арочный мост, который в колониальные времена построили британцы. Говорит, что в Шри-Ланке с этого сооружения сделали чуть ли не национальную легенду.

Виадук, который сегодня украшает Ворохту, не нуждается в рекламе, чтобы туда приезжали туристы.

По словам Андрея Ребрика, после ослабления карантина в Ворохту приехали сотни людей, которые очень стремились сфотографироваться у этого исторического сооружения. Говорит, что некоторые из туристов были поражены тем, что в Украине есть такие мосты.

Простоит еще триста лет

Когда погода позволяет, Андрей приходит к виадуку, чтобы посидеть в тишине и поразмышлять над важными жизненными вопросами.

Однако после наводнения под мостом там, где протекает река Прут, которая берет свое начало от Говерлы, сейчас можно увидеть много грязи и бытового мусора, который занесла сюда большая вода. И сегодня это одна из главных проблем современных Карпат.

«Как будто он красивый, исторический, но то, что ты видишь под ногами, характеризует реальное положение вещей», — говорит мужчина.

Но, как считает ужгородец, виадук в Ворохте простоит как минимум еще триста лет, конечно, если его разберут.

Latest Posts

Ивано-Франковск получил четыре новых коммунальных автобусов

Вчера во Франковск приехали четыре новых автобуса МАЗ, которые в дальнейшем будут ехать по коммунальных маршрутах. Правда, эти автобусы немного отличаются от...

Реставрация завершена: во Франковске отремонтировали «Мистический дом с химерами» за счет городского бюджета

За восстановление интересного «мистического дома с химерами» в Ивано-Франковске взялись еще в 2017 году. Но тогда к проекту отнесли только отделки фасада....

Перестройка вместо ремонта: франковцы обеспокоены «реставрацией» памятки архитектуры

В июле месяце текущего года во Франковске на улице Тарнавского, 21 начали разбирать памятник архитектуры местного значения. На это сразу отреагировали неравнодушные...

Сколько средств возьмет в кредит Ивано-Франковск, чтобы закупить дуобусы?

Вчера, восьмого октября, в Ивано-Франковске провели заседание исполнительного комитета. Во время заседания был рассмотрен вопрос о получении кредита от одного из европейских...

На Прикарпатье создали 30-километровый туристический маршрут «Дорогами воинов УПА»

На Прикарпатье, в Витвицкий ОТГ, создали туристический маршрут «Дорогами воинов УПА». Его протяженность - 30 километров. Также вскоре должен заработать туристический приют. Об этом рассказал...