Четверг, 27 января, 2022

Электронный билет Ивано-Франковска: станет ли проще платить за проезд?

 

Еще с 2018 года Ивано-Франковск с нетерпением ожидает введения электронной карты для осуществления оплаты проезда в транспорте, пишет frankivsk-future.com.ua. На сегодня в городе, кроме привычной оплаты наличными, действуют такие виды электронных платежей:

  • С помощью сканирования Qr кода, наклейки с которым находяться непосредственно в транспорте. Для осуществления такого платежа должно быть установлено приложение «Приват24» и работать интернет-подключение на устройстве;
  • С помощью бесконтактной платежной карты или вообще с помощью любого устройства, имеющего функцию NFC (бесконтактные платежи);
  • Путем отправки СМС на номер 877, который является одинаковым для всех мобильных операторов. Уведомление должно содержать код и номер маршрута. Данные для такого сообщения также находятся на наклейках в городском транспорте;
  • с помощью приложения для смартфонов EasyWallet UA, что имеет встроенный цифровой кошелек Masterpass. Пассажиру остается только включить на своем устройстве bluetooth и система сама соединится с транспортом и предложит возможные варианты оплаты;

В отличие от других городов Украины, где электронный билет уже введен в оборот, Ивано-Франковск решил не создавать отдельную структуру по внедрению такого вида оплаты, а делать это силами самого города. С целью экономии средств, все внедряется на базе действующего коммунального предприятия — перевозчика.

Какие виды электронных карточек будут в ходу?

2

 

На данный момент запустить в оборот запланировано четыре разных вида карточек. Это карта общего пользования, ученическая, студенческая и льготная. Уже напечатана тестовая партия карт. Стартовала запись людей на льготные карты, однако этот процесс не настолько быстр, как хотелось бы. Дело в том, что каждая такая карта должна содержать фотографию предъявителя для предотвращения неправомерного использования. На сегодня имеем цифру в 30 тысяч оформленных льготных карточек и около 30 тысяч ученических. Несмотря на определенные трудности уже в феврале стартует реализация электронных билетов. Есть определенная проблема в том, что базой льготников, например, обладает Департамент социальной политики, а для оформления ученических бесплатных билетов необходимо тесное сотрудничество с базой Департамента образования. И хотя общую координацию осуществляет город, наличие многих источников поступления данных, о льготных категориях пассажиров, усложняет задачу.

 Вполне вероятно, что на первых порах внедрения оплаты электронным билетом возможны непредсказуемые сбои в работе оборудования, поэтому, кроме оплаты через валидатор, остается возможность войти через переднюю дверь и оплатить водителю непосредственно наличными. У водителя будет специальное устройство через которое, получив деньги, он служебной карточкой производит оплату. Устройство распечатает бумажный билет. У пассажиров, которые оплатили через валидатор, бумажного билета не будет, так как электронная карточка уже содержит всю информацию про оплату. Кроме того, это позволит производить посадку через все двери, а не только через передние, что значительно ускорит процесс. А это выгодно и перевозчику и городу. Контролерам в транспорте будут предоставлены терминалы, с помощью которых будет производится проверка оплаты проезда.

Отразится ли введение электронных карточек на стоимости проезда?

Стоимость проезда при использовании электронного билета вряд ли уменьшится, но, после внедрения и тестирования электронного билета, при условии бесперебойной работы всей системы, стоимость проезда за наличный расчет может возрасти. То есть, чтобы пассажир понимал выгоду покупки электронного билета, тариф на оплату с его помощью должен быть ниже. Поэтому, после полноценного запуска системы, будет инициировано введение тарифной сетки: для оплаты картой – одна цена, а для оплаты наличными — другая, немного больше.

В целом город пытался максимально избежать подводных камней при переходе на АСОП (Автоматизированная система оплаты проезда), с которыми столкнулись другие. На данный момент суммы, потраченные на этот проект, значительно меньше аналогичных расходов других областных центров. Большое количество средств было привлечено у инвесторов в рамках безвозвратной помощи. Некоторые модули программного обеспечения для карточек, например, были предоставлены компанией VISA на основе подписанного меморандума о сотрудничестве. Это позволило сэкономить около 30 тысяч евро.

Со временем все действующие системы для оплаты передвижения городским транспортом будут замкнуты на АСОП и продолжат работать в штатном режиме. Это позволит пассажирам осуществить оплату стоимости проезда любым, удобным для себя, способом.

Latest Posts