Мосты всегда привлекают людей. Ведь это не только участок дороги, это также место, с которого открывается неповторимый вид. Обычно, мосты на Ивано-Франковщине делают над обрывом или реками. Они выглядят неповторимо, сочетают в себе силу и независимость, пишет frankivsk-future.com.ua. Особенно, если мост имеет собственную длинную историю. Мы подготовили для вас подборку самых старинных мостов, которые находятся на Ивано-Франковщине.
Яремчанский виадук
Через город Яремче проходит железнодорожный путь Ивано-Франковск-Вороненка. Именно на нем находился старинный мост. Он проходил через реку Прут, очень бурную и безудержную. Построили мост в конце 19 века. Проект разработал львовский профессор политехники. Это был мост-виадук. Станислава Косинского считают главным строителем. Мост был большим. Одна из его арок была едва ли не самой большой в Европе в те времена. В общем, состоял он из двух восьми метровых арок, пети двенадцати метровых и выше названной самой, 65-метровой. Она находилась над самым руслом реки. Вышел он очень удачным и долгое время был неким образцом для европейских и африканских строек мостов. По словам ученых, такие виадуки в те времена в Европе еще не строили. Делать это начали гораздо позже, где-то в середине 20 века. Если прикарпатский мост был железнодорожным, то европейские обычно использовали для автодорог. Уникальности яремчанскому мосту добавляет также продолжительность его возведения, всего два года.
Не повезло мосту во время Первой мировой войны. Тогда через отступающую армию он был разрушен. Арку, которая «выглядывала» на Делятин, взорвали. Поэтому разрушилась и вторая. В 1925 году мост начали восстанавливать. Впрочем, оригинальный дизайн был изменен. Говорят, это сделала власть по техническим причинам. Вторая мировая война тоже не прошла бесследно. На этот раз виадук уничтожили немецкие оккупанты. Советская власть восстанавливала его просто, опираясь на практичность. Так и появилась линейный железнодорожный путь и яремчанский мост.
Мост в Ворохте
Старинные мосты всегда интересны туристам, ведь это уникальная туристическая аттракция. Они сочетают красоту и величие, а также инженерное решение и проект. Старинные мосты в туристическом городе — вообще джекпот! Город Ворохта очень известный в Украине, ведь здесь есть горнолыжный курорт, здесь спортсмены готовятся к соревнованиям и тренируются в специальном центре. Славится Ворохта и своими виадуками. Особенно железнодорожными. Здесь их целых четыре. Построенные были в 1894-1895 году, почти тогда, когда и яремчанский виадук. Самые известные «Верхний» и «Нижний» виадуки. «Верхний» — уже не действует. «Нижний» находится со стороны Яремча. Вторая мировая война его тоже не обошла. Тогда некоторые конструкции пострадали, но их успешно «подлатали» бетоном. В 2017 году колоритности и красоты им добавили франковские художники. Они нарисовали гуцулов в традиционной одежде и с трембитами в руках.
«Верхний» мост соединял два берега реки Прут. Получился довольно длинным — 130 метров. Его конструкция состоит из камня. Мост является одним из самых длинных в Европе, именно в категории такого дизайна. Сейчас он не действует, но находятся туристы, которые пешком пытаются пройти по мосту. На самом деле это очень опасно, ведь перил нет. От такого экстрима легко может кружиться голова.
Тайный мост в Городенке
Тайный мост — уникальная достопримечательность Городенки. О нем мало кто знает. Он находится над потоком, и в народе называется «три моста». Неизвестно точно когда именно построили мост, но этот период определяют между 1745 годом и 1769 году. Это второй самый старый мост в нашей стране. Около 19 века его реконструировали. Мост был довольно аварийным и поэтому местный барон решил провести ремонт. Он часто ездил по этому пути и потому беспокоился о транспорте, себе и своем имуществе. Найти «три моста» очень трудно. Он находится в глуши, среди деревьев и кустов, спрятанный за растительным покровом. Издалека выглядит как насыпь камней, а не настоящий мост. Впрочем, местные жители знают о нем и легко могут сюда привести.
Мост через Днестр
В начале 20 века, в Галиче построили новый металлический мост. Тогда еще часть Украины находилась в составе Австро-Венгрии. Он соединяет берега Днестра. Проект моста был разработан поляками из Кракова. Его длина — 312 метров. Стоит конструкция на опорах из железа и бетона. Несмотря на свой немаленький возраст, они и сейчас в нормальном состоянии. Это хороший показатель, ведь Днестр во время наводнений может сильно разливаться. Войны не обошли здание. Мост сильно пострадал как при первой, так и во время второй войны. Впрочем, его постоянно восстанавливали и проводили реконструкцию. Делала это как польская, так и советская власть. В общем, отслужил он людям почти 80 лет. В 1984 возле него начали строить новый, прочный мост. Он должен был быть шире и лучшим от своего соседа. В 1953 году состоялась последняя реконструкция старого моста. С тех пор он ждет еще одного ремонта. Сейчас вся конструкция критическая. За ней никто не следит, опоры требуют покраски. Ходить ней нельзя,но местные жители нарушают запрет. Галицкий мост очень интересное сооружение, особенно с точки зор инженерии. Таких памятников сохранилось не так много.
Незвисько и Лука
230 метров — именно такая длина моста, который соединяет два прикарпатских села. В этом регионе мостов немного, поэтому именно на этой постройке сосредоточена транспортная коммуникация. Точно неизвестно когда именно его возвели, ведь опоры советского образца, хотя говорят, что мост стоял еще при Австро-Венгрии. По мосту может ехать только «легкий» транспорт, никаких фур, ведь конструкция для этого не подходит. В течение очень долгого времени мост был деревянным. Находился он в аварийном состоянии. В 2017 его немного «подлатали». В общем, это конструкция из металла, которая опирается на бетонные опоры. Село Лука хоть и находится «по ту сторону Днестра» — относится к Ивано-Франковской области. Если прогуляться по этому мосту, открывается очень живописный вид на местные пейзажи. Видно не только Днестр, но и определенную часть его берегов. Проехаться ним будет проблематично, ведь придется пропускать встречные машины. Движение только одной линией.
Старинные мосты всегда привлекают людей. Они имеют долгую историю. Ими проходило не одно поколение людей. Поэтому это историческое наследие, которое стоит восстанавливать и поддерживать в надлежащем виде.