Четверг, 2 мая, 2024

Когда и как на улицах Станиславова появились автомобили и кто на них ездил

Первый автомобиль на традиционном двигателе появился в 1886 году. Его создал величайший немецкий инженер Карл Бенц. Через несколько лет первый автомобиль добрался до Украины. Транспорт появился в Одессе в начале 1890-х годов. постепенного автомобиля распространялись в других крупных городах Украины. В частности, несколько частных автомобилей увидели на улицах столицы. Станислав смог похвастаться первыми машинами в начале нового столетия. В тот момент жители города рассматривали технику как очень дорогое удовольствие. Впрочем, с каждым годом местные магнаты могли позволить себе все больше авто. Кто именно их покупал и какими были первые автомобили в Станиславе – пишем дальше на frankivsk-future.com.ua.

C:\Users\korzhuk\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Budynok-ukrayinskogo-Sokola.-1926-rik..jpg
Фото: kurs.if.ua

Путь мирового автопрома в Станиславов

Появление и развитие автомобилей связывают с изобретением паровых машин. С 18 века их использовали в основном для нужд военной техники. Интерес к развитию такой техники у инженеров рос с каждым годом. Так, из-за стремительных изменений в технологиях в конце 19 века конструкторам удалось поставить производство машин на устойчивый поток. Случилось это в первую очередь благодаря изобретению двигателя внутреннего сгорания. А дальше – производству профессиональных тормозов, системы подачи топлива и коробки передач.

После США и Европы автомобиль попал и на улицы украинских городов. В 1891 году житель Одессы Василий Васильевич Навроцкий приобрел первый автомобиль в истории Украины. На тот момент мужчина был известным издателем и редактором «Одесского листка». Навроцкий мог позволить себе приобрести такую ​​роскошь как собственное авто. Спустя более 10 лет автомобили начали курсировать в Станиславове. Купить их могли исключительно магнаты, передает «Галицкий корреспондент«.

C:\Users\korzhuk\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\berlye.jpg
Фото: kyivpastfuture.com.ua

Кто владел автомобилями в Станиславе?

Из местной прессы Станиславова начала 20 века и переводов тогдашних жителей города становится известно, что первые автомобили появились у нескольких предпринимателей и чиновников. Владельцем одного из первых авто Станиславова стал помещик граф Владимир Дидушицкий. Это был политический и общественный деятель, известный в Галиции меценат и ученый украинского происхождения.

Владел автомобилем и местный магнат Филпп Либерман. Его считают первым миллионером в истории Станиславова. Этот представитель еврейского сообщества города занимался алкогольным бизнесом. Долгое время руководил местной фабрикой спирта, вместе с женой владел недвижимостью в центре города и на территории спиртового завода.

Еще один предприниматель, который среди первых мог позволить себе собственный автомобиль – Якуб Маргошес. Этот человек руководил в Станиславе кожной фабрикой. Его предприятие обеспечивало товарами целую Галицию и несколько городов в Польше. Якуб Маргошес был известным магнатом, умелым руководителем фабрики.

Фото: pik.net.ua

Первое такси Станиславова

В мае 1912 г. местная пресса впервые сообщила о появлении в городе услуг такси. Произошло это после решения Станиславского магистрата. Совет разрешил открыть два маршрута по улицам города для легковых автомобилей. Первым предпринимателем, организовавшим такой бизнес, стал В. Сивинский.

В следующем году владелец службы такси расширил список услуг. Машины могли перевозить сразу трех пассажиров, им предлагали разные тарифы: дневной и ночной. Второй был дороже треть. В 1910-х годах жители Станиславова могли заказывать такси по телефону по номеру «123». Интересно, что на тот момент владельцы такси покупали горючее для перевозок в аптеках. О какой-то сети автозаправок тогда еще нечего было говорить, пишет «Правда ИФ».

C:\Users\korzhuk\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\tsmmm-800x533_c.jpg
Фото: vezha.org

Какие автомобили были популярны в Станиславе?

Количество автомобилей на улицах Станиславова постоянно росло. Однако пользовались ими обычно предприниматели и власть имущие. Автомобиль появился также Вильгельма Цукерберга, Гальперна Кароля, Владимира Ковальского, Владислава Свежевского. Владельцы автомобилей выбирали марки авто, распространенные в тот момент в Европе.

Наибольшей популярностью в городе пользовались автомобили компаний «Шевроле», «Фиат», «Ситроен» и «Студебекер». Кроме этого, на улицах города можно было увидеть менее известные марки, такие как Стейер, Ганомаг, Эссекс и другие. К слову, в то время управляли автомобилями активно и женщины.

К 1924 году в Станиславове насчитывалось почти три десятка легковых автомобилей. Еще 24 – грузовые. Уже через три года количество автомобилей выросло до полусотни, а на улицах появилось также более 40 автобусов. Абсолютное большинство автомобилей находилось в частной собственности. Спустя десятилетие, в 1934 году в Станиславове числилось более 150 легковых авто, 30 грузовиков и почти 70 единиц такси.

C:\Users\korzhuk\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1-dyrekcija-zaliznyc-1-1024x673-1-scaled.jpg
Фото: pik.net.ua

Автомобили и власти города

Весной 1914 года свой первый автомобиль получили и власти Станиславова. Магистрат обзавелся грузовой машиной. Она имела 40 лошадиных сил и могла перевозить более 3,5 тонн. В двадцатых годах тариф за первый километр стоил 1 злотый. А каждые последующие 250 метров – 20 грош. К примеру, проехаться от гостиницы «Унион» (начато «стометровки») до железнодорожного вокзала жители могли до 1 злотого 40 грош.

И со временем власти города начали и регулировать скорости передвижения авто по городу. Например, по улице Шевченко (тогда – Липовая) и Чорновила (Голуховского) действовало ограничение до 6 километров в час. Если водители не придерживались этого, могли получить штраф в полтысячи злотых или 2 месяца заключения.

Вскоре в Станиславове открыли школу вождения. Тогда это назвали «Теоретическим и практическим курсом вождения самоходов». В тридцатые годы ограничения на вышеупомянутых улицах Станиславова значительно смягчились. Проехать там можно было с максимальной скоростью 25 километров в час.

Город развивал и автобусное движение. Регулярные рейсы были введены в конце 1930-х годов. до этого времени курсировали маршруты между городами региона. Зарплата водителей автобусов не сильно отличала от других профессий. К примеру, рабочие автобусного парка могли получать до 125 злотых в месяц.

C:\Users\korzhuk\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\5-41.jpg
Фото: pravda.if.ua

Автомобильные магазины и станции техобслуживания

Запчасти к автомобилям в Станиславове 30-х годов можно было приобрести в магазинах Гаусвальда (на улице Витовского), Илиева Яна (улица Независимости), а также в магазине под названием «Мотор» в центре города. Местный магнат Вильгельм Гаусвальд был представителем компании «Шевроле» в Станиславове.

В конце 1920-х годов в городе появились специализированные магазины, где продавали горючее. Они размещались как в центральной части Станиславова, так и в окрестностях. Появились впоследствии бензоколонки и традиционные автозаправки. Такие «бензиновые» магазины открыла в городе компания под названием «Галиция».

Ремонтировать автомобиль владельцы машин могли в мастерской господина Владислава Соболевского, Гарасевича Феликса, Марингера Густава и других предпринимателей тогдашнего Станиславова. Эти люди нанимались на станции технического обслуживания по 2-5 человек. Автомобильные мастерские могли в течение года проводить всего 3-5 ремонта авто. Чинить транспорт приходилось не так часто, учитывая небольшое количество машин, редкость поломок и нечастые аварии на дорогах. О малом количестве ремонтов свидетельствует и хорошее качество производства автомобилей.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.