Понедельник, 21 июня, 2021

В Тернополе может появиться травяной пляж с бассейнами

В Тернополе вскоре могут обустроить еще одну зону отдыха. Электронную петицию с такой просьбой подала тернополянка. Сообщает «Ternopil-future». Петиция...

Самая короткая и самая длинная: о франковских улицах Труша и Коновальца

В Ивано-Франковске, как и в других городах Украины, есть улицы разной длины. Разница в длине некоторых улиц совсем незначительна, а в некоторых...

Одна из самых красивых и старейших во Франковске: история улицы Шевченко

Улица Шевченко является одной из древнейших, самых комфортных и красивых улиц Ивано-Франковска. Она находится в центральной части города, недалеко Вечевой площади и...

История железнодорожного вокзала Ивано-Франковска

Железнодорожный вокзал Станиславова был частью Львовско-Черновицко-Ясской железной дороги, которая существовала во времена Австро-Венгерской империи. Общая длина этой железной дороги составляла примерно 580...

Популярный общественный транспорт: краткая история франковских троллейбусов

Троллейбус - это один из видов общественного транспорта, оборудован одним или несколькими электродвигателями и получает питание непосредственно от внешнего источника с помощью...

Главная и самая оживленная: история улицы Независимости в Ивано-Франковске

Если спросить франковцев, какая улица в их городе есть главной или наиболее популярной, то в ответ вы, скорее всего, услышите название улицы Независимости. И часто речь идет именно о пешеходной части этой улицы. Действительно, в начале 20-го века улица Независимости была главной и самой оживленной частью Станиславова. Ее также можно назвать градообразующей улицей.

Как в городе появилась улица Независимости? Что интересного можно увидеть на этой улице? Что такое «стометровка» и чем она особенная? Какие важные исторические сооружения находятся на улице Независимости? Об этих и других интересных фактах читайте дальше на «frankivsk-future».

Первое название улицы и ее значение

Улица Независимости (тогда она называлась Тысменицкая дорога) существовала еще во времена Станиславовской крепости. Она брала свое начало с Тысменицких ворот крепости. Но к концу 18-го века это была обычная улица, которая не пользовалась особенной популярностью среди жителей города. Однако в начале 19-го века все изменилось. Тогда были разрушены стены крепости, а затем началось строительство железной дороги через Станиславов. Это сделало Тысменицкую дорогу более важной, поскольку она обеспечила соединение с вокзалом. Так, образовалась новая центральная часть Станиславова — начало улицы Независимости (теперь «стометровка»).

В 1869 году (в других источниках встречается 1884-й год) Тысменицкую дорогу переименовали на Сапижынскую. Ее назвали в честь польского политического и общественного деятеля русского происхождения Леона Людвика Сапеги. С тех пор улица Сапижынская стала главной центральной улицей города. Особенно активно здесь велась торговля. Обе стороны начали застраивать магазинами, ресторанами, кафе и кондитерскими. Пешеходная часть улицы была выложена тротуарной плиткой с тесаного камня. Сапижынская достойно представляла город в глазах гостей и случайных приезжих.

Переименование и современное расположение

В течение 1919-1922 годов улица носила название Шевченко. В межвоенные годы ей вернули прежнее название — Сапижынская. А под правлением советской власти она называлась Советской. Последний раз ее переименовали в 1993-м году на Независимости. Именно под этим названием она нам известна сегодня.

Современное расположение улицы Независимости довольно комфортабельное: она начинается от восточного направления центральной части города (от улицы Галицкой) и заканчивается на выезде из Ивано-Франковска — в начале Тысменицкой трассы. Кстати, именно отсюда и происходило первое название улицы — Тысменицкая дорога.

О «стометровке»

Не будет преувеличением сказать, что все франковцы хорошо знают «стометровку» — место, с которого начинается улица Независимости. Некоторые еще называют эту дорогу «соткой». Однако такие названия условны, ведь настоящая длина этой пешеходной части города составляет 450 метров, отнюдь не 100 метров. Эту часть улицы Независимости можно назвать вторым центром города, поскольку историческим центром является площадь Рынок. Для многих «стометровка» — это место встреч, отдыха и спокойных прогулок. Здесь почти ежедневно можно услышать приятную музыку уличных музыкантов, увидеть влюбленные пары, дружные семьи и людей других национальностей. Это место стало настоящим центром не только для франковцев, но и для гостей города.

Прекрасную возможность для встреч на «стометровке» создают заведения, которые здесь находятся: рестораны, кафе, пиццерии, кондитерские и кофейни. Кроме того, здесь есть и другие важные учреждения, например, бизнес-центр «Киев», Областная библиотека для юношества и банковские сооружения.

Исторические сооружения: бывший отель «Униан»

Сегодня в заведении бывшей гостиницы «Униан» размещается бизнес-центр «Киев». Это здание имеет большое значение для Ивано-Франковска, ведь оно стала первым пятиэтажным домом в городе. Сооружение находится на углу улицы Независимости и Вечевой площади (точный адрес — улица Независимости, 4). Каменицу строили по проекту архитектора Фредерика Януша. Строительство завершилось в 1912 в году. Первым владельцем этой каменицы был Станислав Хованец. Здание имеет одинаковые фасады с обеих сторон — с улицы Независимости и со стороны Вечевой площади. Отель «Униан» был оснащен современным оборудованием и удобствами — здесь был лифт, независимая электростанция и центральное отопление.

Владелец новой каменицы Станислав Хованец держал самую большую в городе типографию, был директором сберкассы, а также совладельцем городской газеты «Курьер Станиславовский». Сначала типография Хованца размещалась на улице Бельведерской, 8. Но после возведения каменицы он перенес ее в подвал нового здания. Первый этаж здания был отведен для магазинов, а отель находился на верхних этажах. Он был самым большим отелем в городе, пока не построили отель «Надежда».

Сегодня на первом этаже старой каменицы находятся различные магазины, а верхние этажи используют как офисные помещения.

Исторические сооружения: каменица Кароля Гаусвальда

Сегодня это жилой дом, который находится на улице Независимости, 11, напротив бизнес-центра «Киев». Это здание считается второй пятиэтажной каменицой в Станиславове. Ее построили в 1914 году (некоторые источники указывают на 1913-й год) по проекту того же архитектора Фредерика Януша. Владельцем дома был немецкий торговец Кароль Гаусвальд. Здесь находился отель «Ревера» («Ривера») и ресторан Гаубенштока. Во времена немецкой оккупации в помещении работал фешенебельная магазин «Ганза». Там продавали дорогие товары исключительно немцам («nur für Deutsche»). В советский период в здании работал магазин «Силуэт».

Сегодня в помещениях каменицы, которая раньше принадлежала Гаусвальду, можно увидеть различные магазины и другие заведения. Дом Гаусвальда и бывшая гостиница «Униан» образуют парадный вход с улицы и Независимости на Вечевую площадь.

Кстати, если сравнить два изображения каменицы Кароля Гаусвальда, сделанных в разное время (первое — в начале 20-го века и второе — в наше время), то можно увидеть, что сегодня на этом здании нету купола, который раньше украшал его. К сожалению, этот купол так и не восстановили.

Latest Posts

Самая короткая и самая длинная: о франковских улицах Труша и Коновальца

В Ивано-Франковске, как и в других городах Украины, есть улицы разной длины. Разница в длине некоторых улиц совсем незначительна, а в некоторых...

Одна из самых красивых и старейших во Франковске: история улицы Шевченко

Улица Шевченко является одной из древнейших, самых комфортных и красивых улиц Ивано-Франковска. Она находится в центральной части города, недалеко Вечевой площади и...

История железнодорожного вокзала Ивано-Франковска

Железнодорожный вокзал Станиславова был частью Львовско-Черновицко-Ясской железной дороги, которая существовала во времена Австро-Венгерской империи. Общая длина этой железной дороги составляла примерно 580...

Популярный общественный транспорт: краткая история франковских троллейбусов

Троллейбус - это один из видов общественного транспорта, оборудован одним или несколькими электродвигателями и получает питание непосредственно от внешнего источника с помощью...

3 млн гривен на противоаварийные работы

Знаменитый палац Потоцких требует серьезной реконструкции. Сегодня происходит активное обсуждение по поводу того, как восстановить и дать вторую жизнь старинному замку, который нередко в...